Российское правительство наделило ВЭБ (Российская корпорация развития) полномочиями ответственной за создание методического центра в области «зелёного» финансирования. Напомню, что «зелёный» тренд, ставший одним из ключевых направлений политического курса стран Запада ещё в середине «десятых», наша страна оформила в национальный проект «Экология» лишь в 2019 году – это квинтэссенция всех значимых экопроблем страны на сегодняшний день. В настоящее время общий термин «зелёное» финансирование подразумевает под собой формирование рынка ответственного финансирования проектов, связанных с сокращением негативного влияния на окружающую среду.
Уверена, что вы уже слышали о начале масштабной административной реформы, которую запустил председатель правительства РФ Михаил Мишустин. Изменения, согласно плану Кабмина, коснутся не только штатных расписаний в административных аппаратах субъектов Федерации, но и повлекут за собой значительные сокращения отраслевых институтов, агентств и организаций, которые фактически дублировали функции федеральных и региональных министерств, в том числе и отвечающих за развитие регионов Крайнего Севера и Арктических территорий.
За «зелёную» повестку у нас, в сущности, отвечают многие структуры. Но такая коллективная ответственность, как показала практика, не является эффективной. До сих пор мы не можем выработать единого «зелёного» курса, который бы одинаково устраивал и нас как жителей страны (здесь мы говорим про экологические, санитарные и иные нормы), а также отечественных и зарубежных инвесторов, в том числе и потенциальных, остро необходимых, – драйверов развития территорий. Особенно эта «недокрученная» тема больно бьёт по регионам России, в которых главным экономическим двигателем являются инвесторы-промышленники, и также расположены особо охраняемые природные территории; и, конечно же, касается абсолютно всей России в части реализации «мусорной реформы» и бережного отношения к окружающей среде. Яркий тому пример – наша Республика Коми. Долгое время мы не можем отрегулировать наши внутренние коммуникации по «зелёной» теме, и сейчас разделены на три лагеря:
- Сторонники развития промышленности;
- Активная экологическая общественность;
- «Тихие наблюдатели», которые в случае возгорания очага очередного конфликта между первыми и вторыми занимают сторону экоактивистов.
В итоге все противостояния, вы это прекрасно понимаете, не ведут ни к каким конструктивным переменам. И потому сейчас нам предоставляется возможность создать эффективный тройственный союз, который действительно будет генерировать конструктивные идеи, опираясь на общемировые стандарты. Ведь забота об экологии – это не только контроль за деятельностью промышленных предприятий, но и понимание причинно-следственной связи бытового поведения абсолютно каждого человека: использование автомобилей, баллонов с газом, сортировка мусора, бережное отношение к природным ресурсам каждым из нас в отдельности. Поэтому решение экологических проблем – задачи общие. И, конечно, в их решении должен участвовать приходящий бизнес, который заводит в регионы деньги и становится полноценно ответственным игроком на «зелёном» поле.
Так вот ВЭБ теперь будет главным российским оператором, который отрегулирует механизм сшивки наших отечественных «зелёных» проектов с зарубежными инвесторами. Уточню важный момент – это не значит, что российские инвесторы будут в меньшем приоритете. Это значит, что мы готовимся к взаимовыгодному сотрудничеству с иностранными партнёрами на равных. Поэтому не может быть и речи о том, что наш бизнес будет «задушен», и на смену ему придут иностранцы. Координатором таких слияний при этом станет Минэкономразвития РФ, то есть стратегической структурой, которая будет влиять на инвестпотоки, их распределение и работу с субъектами Федерации. А что ещё эта новелла даст конкретно нам – жителям Республики Коми?
Концепция «зелёного» финансирования, за которую теперь отвечают ВЭБ и Минэк, направлена на устранение существующих несовершенств в российских «зелёных» стандартах, касающихся инвестиционных проектов. То есть существуют общемировые правила (самыми известными сейчас являются разработки Международной ассоциации рынков капитала (ICMA) и Climate Bonds Initiative), которые Россия признаёт и считает необходимым внедрять на нашей территории. Поскольку только соблюдение общепризнанных норм может способствовать привлечению бОльшего количества инвесторов к нам. Разумеется, вы понимаете сейчас, о чём я, – о нашей Арктической зоне РФ, в состав которой наша республика вошла этой осенью, и которая с каждым днём занимает всё более и более прочные позиции в общефедеральной и мировой повестке.
Помимо глобальных проектов «зелёной» тематики, ВЭБ теперь будет заниматься и прямым финансированием небольших экологических кампаний за счёт коммерческих банков. В ближайшей перспективе ВЭБ также намерен объединять проекты, разработанные под муниципалитеты. Но поскольку таковые являются действительно микрокампаниями, а по сути все наши города и сельские территории «страдают» одними и теми же «заболеваниями», то Корпорация создаст так называемые «портфели проектов» и выпустит под них ценные бумаги. Эти ценные бумаги называются «зелёными» облигациями и станут полноценными активами на международном рынке, и стоимость (значимость) их будет подтверждаться в том числе международными рейтинговыми агентствами. И это по большому счёту не деньги в расхожем понятии, связанном с капиталом, а история про «цену ответственности» инвесторов. Сейчас, к примеру, такие облигации есть в обороте Российских железных дорог (РЖД).