9 июня в Нарьян-Маре состоялась 61-я Конференция законодателей Северо-Западного федерального округа. Республику Коми в этот раз представляли спикер Госсовета Сергей Усачёв, депутаты Госсовета Степан Чураков, Вячеслав Завальнев, а также я, Евгения Лясковская.
Парламентская ассоциация Северо-Запада – самостоятельная, самоуправляемая, добровольная организация законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, расположенных в Северо-Западном федеральном округе. Создана она в 1994 году по инициативе Законодательного собрания Вологодской области. Ассоциация – эффективный коллективный инструмент, используя который северным депутатам удаётся продвигать на федеральный уровень законотворческие инициативы, адаптированные под наши условия жизни и специфику территорий. Поскольку мы выражаем взвешенную консолидированную позицию, представляя и учитывая интересы всех северян. Мы с вами знаем о том, что иногда на федеральном уровне принимаются законы, которые не всегда полностью учитывают специфику северных регионов нашей страны, а потому отдельно взятые нормы не только не улучшают качество жизни населения – наоборот, способствуют увязанию людей в бюрократических процедурах. А в нашем случае огромную роль имеют значение такие факторы, как климатические зоны, протяженность территорий, плотность населения. Мы, северные депутаты, знаем наши территории, что называется, изнутри, и поэтому даём уже адаптированные под нашего избирателя предложения. Вот и в этот раз на парламентской конференции мы рассмотрели 40 вопросов.
С чем приехали на заседание мы, представители Республики Коми? К заседанию были подготовлены три обращения к Правительству РФ, которые нашли одобрение и поддержку у наших коллег из регионов СЗФО:
1. О расширении перечня районов проживания малочисленных народов Севера (КМНС) для установления социальной пенсии по старости. Мы предложили дополнить закон № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». В нынешних законодательных формулировках содержится норма, в которой говорится о том, что представители КМНС, достигшие 50 и 55 лет (женщины и мужчины соответственно), считаются нетрудоспособными, и по достижении этого возраста получают право на выплату социальной пенсии по старости. Тогда как другие категории граждан получают право на такую пенсию по достижении 65 и 70 лет. Постановлением Правительства № 1049 от 2015 года, изданным в качестве подзаконного акта, был создан список территорий, на которых проживают КМНС, имеющие право на льготную пенсию. Однако в этом постановлении не были указаны городской округ «Воркута» (Коми), городской округ «Ковдорский район» и Терский муниципальный район (Мурманская область). На этих территориях в Коми проживают ненцы, а в Мурманской области – саамы. Однако из-за правовой коллизии они не в праве сейчас претендовать на начисление социальной пенсии по старости в 50 и 55 лет, а вынуждены подчиняться общему установленному порядку. Мы эту несправедливость просим исправить – включить в правительственный перечень территорий вышеуказанные городские и муниципальные округа.
2. О финансовой поддержке на возмещение затрат предпринимателей, работающих в сфере агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В нашем обращении к председателю Правительства РФ Михаилу Мишустину говорится о том, что предприятия АПК Республики Коми несут значительные финансовые издержки из-за обязанности выплачивать своим сотрудникам районные коэффициентные и северные надбавки. Часть таких выплат составляет в отдельных сельхозорганизациях 70 % и достигает 240 % от МРОТ на арктических территориях. Это ставит северян в неравные условия с хозяйствующими субъектами центральных и южных регионов России. В связи с этим мы просим Правительство РФ о финансовой поддержке в виде субсидий на возмещение затрат организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, на выплату районных коэффициентов и надбавок в размере до 50 % затрат. Такая поддержка со стороны федерального бюджета позволит снизить издержки, повысить доходность организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, что в свою очередь будет стимулировать экономическую активность, позволит увеличить доступность продовольствия, уменьшить темпы сокращения населения, а также сохранить и создать новые рабочие места.
3. О принятии неотложных мер по совершенствованию нормативных правовых актов, связанных с регулированием численности охотничьих ресурсов, в том числе волков. Ситуация с численностью волков в субъектах Северо-Западного федерального округа в течение последних нескольких лет остается весьма напряженной. Волки выходят в населенные пункты, нападают на домашних животных и создают реальную угрозу жизни и здоровью граждан. Так, на территориях субъектов, входящих в СЗФО, по данным зимнего маршрутного учета, в 2021 году насчитывалось 4 644 особи. При этом наибольшее количество хищников насчитывалось в Архангельской области (1 934 особи) и Республике Коми (1 060 особей). В связи с этим органы государственной власти субъектов вынуждены выделять из дефицитных региональных бюджетов средства на проведение мероприятий по регулированию численности волков. Размеры денежных вознаграждений составляют от 3 000 до 20 000 рублей за одного добытого волка. За последние два года на добычу волков из региональных бюджетов было направлено 40 млн рублей в совокупности, что, разумеется, негативно сказывается на финансово-экономическом положении субъектов. Мы просим Правительство РФ пересмотреть методику начисления целевых субвенций для регионов, а также исключить из Налогового кодекса обязанность физлиц уплачивать госпошлину за получение лицензии на добычу волков при осуществлении охоты в целях регулирования численности охотничьих ресурсов.
В заключение хочу поблагодарить всех коллег-законотворцев, принявших участие в конференции Ассоциации за исключительно полезные и актуальные инициативы. Отдельно отмечу, на мой взгляд, особенно необходимый сейчас для северных территорий один из предложенных способов решения застарелой проблемы – нехватки медицинских кадров на селе. Депутаты Псковской области предлагают давать отсрочку от службы в рядах Российской армии молодым людям, имеющим медицинское образование и решившим работать на сельских северных территориях. Мы с вами знаем, насколько тема кадрового дефицита является для нашей медицины болезненной, и возвращаемся к поиску решений для этой задачи из раза в раз. Существующие программы (например, «Земский доктор») приносят определённые результаты, но в общем объёме они очень маленькие. Поэтому идея привлекать на работу в сёла молодых мужчин вот таким способом нам видится весьма актуальной и востребованной.