Добрый день, дорогие друзья!
Последние несколько дней уходящей недели я провела в Усть-Цилемском районе. Как всегда, график встреч и мероприятий по осмотру округа был насыщенным. Важным этапом этой поездки стало совещание, которое мы провели в пятницу, 22 января, у главы Усть-Цилемского района Николая Митрофановича Канева. Мы обсудили, как продвигаются уже ранее запущенные в отработку вопросы, а также разработали несколько концепций по новой назревшей проблематике.
Строительство лечебного корпуса в с. Усть-Цильма
Историю нашей с вами борьбы за начало строительства новой больницы в с. Усть-Цильма можно назвать поистине эпической. За право получать качественную медицинскую помощь жителями Усть-Цилемского района много лет боролся мой коллега из ЛУКОЙЛ-Коми, экс-депутат Госсовета Республики Коми Александр Лейфрид, затем эту «эстафету» получила и я. О сроках строительства новых корпусов я уже писала здесь. После включения Усть-Цилемского района в территорию Арктической зоны РФ определённое беспокойство относительно начала строительства новой больницы в селе Усть-Цильма у нас с жителями района вызывали нормы федерального законодательства. По «арктическому законодательству» наш округ обязан соблюдать и новые требования, касающиеся правил застройки территории. Так, прежде чем начать строительство какого-либо большого объекта на арктической земле, сейчас необходимо провести экологическую экспертизу. Но буквально в конце 2020 года на рассмотрение депутатов Государственной думы РФ был внесён проект федерального закона, который предлагает исключить требования о проведении экологической экспертизы объектов социальной и транспортной инфраструктуры, реконструкцию которых предполагается осуществлять на территории Арктической зоны Российской Федерации.
Я напомню о том, что внесение изменений в ФЗ «Об экологической экспертизе» было единогласно поддержано депутатами Государственного Совета Республики Коми на заседании 17 декабря 2020 года, соответствующее постановление было направлено в Государственную Думу. Я настоятельно просила своих коллег-депутатов из Госдумы, представляющих Республику Коми – Ивана Владимировича Медведева и Ольгу Викторовну Савастьянову, оказать максимальное содействие в ускорении процесса принятия поправок.
О снабжении твёрдым топливом
Снова на совещании с коллегами вернулись к обсуждению проблемы, связанной с квотами на заготовку дров для жителей Усть-Цилемского района. Суть вопроса такая: существует проблема с заключением договоров купли-продажи древесины для отопления жилых домов в домах с собственниками в долевом участии, с первым обратившимся договор заключается, с последующими нет, т. к. жилой дом имеет один адрес, но семей, ведущих в нём хозяйство, может быть несколько. Эту норму ввели в 2019 году с целью предотвращения незаконной заготовки и перепродажи древесины, отпускаемой гражданам.
Напомню вам, что вопрос о существующей коллизии правовых норм, регулирующих эти правила, уже поднимался на V сессии Государственного Совета РК (об этом можно прочитать вот здесь). И мною был направлен запрос спикеру Госсовета РК Усачеву С. А. с просьбой пояснить, планируется ли внести изменения в эту норму закона. В полученном ответе указано, что в настоящее время Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды РК ведёт работу по внесению правок, чтобы правом на заготовку древесины для отопления жилого дома могли пользоваться несколько собственников. Приложу все усилия для того, чтобы данный вопрос разрешился как можно скорее в пользу жителей района. Буду держать вас в курсе событий.
Но также 22 января на совещании в Усть-Цильме до меня довели ещё ряд осложняющих факторов для жителей Усть-Цилемского района в ситуации, связанной с заготовкой дров:
– Имеются проблемы с заключением договоров купли-продажи и приёмкой заготовленной древесины в отдалённых населённых пунктах. После отвода участка лесного фонда гражданин должен заключить договор с предоставлением всех необходимых документов в ГУ РК «Усть-Цилемское лесничество» в с. Усть-Цильма. Участковые лесничие в указанных населённых пунктах отсутствуют. Также отсутствует возможность оплаты по указанным договорам в связи с отсутствием отделений банков. Куда идти платить за дрова людям? Кому? Приёмка заготовленной древесины на лесных участках пользователей в удалённых населённых пунктах также проблематична. Следует отметить, что основным видом отопления в данных населённых пунктах является печное. На сегодня сложилась ситуация, что именно люди старшего поколения не могут купить дрова.
Что можно сделать в этой ситуации? Нам с коллегами из Усть-Цильмы в данное время видятся верными такие решения.
Во-первых. Закон Республики Коми от 27 декабря 2006 г. N 136-РЗ «О регулировании лесных отношений на территории Республики Коми», по которому установлены нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд, в том числе для отопления, необходимо детально изучить и адаптировать под новые реалии, с учётом имеющегося положительного и отрицательного опыта. Время не стоит на месте, обстоятельства меняются, но люди зачастую не могут решить свои элементарные бытовые проблемы из-за правовой бюрократии. Законы должны быть «живыми» и работать в первую очередь на людей!
Во-вторых. Одним из предложений, которое мы сформулировали, обсуждая тему заготовки дров, является установление единого фиксированного тарифа на твёрдое топливо, реализуемое гражданам и используемое для нужд отопления, для муниципалитетов с учётом их климатических и географических особенностей. И письмо с соответствующим предложением мы уже направили в Комитет республики по тарифам.
О социальных объектах в с. Замежная и д. Филиппово
Буду держать на контроле ситуацию с ФАП в д. Филиппово. В мае 2020 года здание пострадало от паводка, вода доходила до окон. В настоящее время покрытие пола и утеплитель демонтированы. Медицинские услуги оказываются в приспособленном помещении здания Дома культуры. Минздрав РК объявил аукцион на проведение ремонтных работ. По мере продвижения ситуации я буду сообщать вам в дальнейшем.
Много неудобств жителям причиняет амбулатория в с. Замежная. Здесь необходимо провести ремонт и часть здания перепланировать под квартиру. В настоящее время в этом здании расположены библиотека и полиция.
Госпожнадзор требует построить браузерную стену, что, разумеется, требует денежных вливаний. Будем разбираться с этой ситуацией, необходимо понять, сколько нужно денег, после составления сметы расходов.
И ещё один проблемный социальный объект в с. Замежная − Дом культуры. Сейчас он расположен в бывшей столовой школы. На дворе XXI век. Учитывая вообще все условия, в которых приходится жить людям в отдалённых сёлах, фактически отрезанным от цивилизации, считаю такую ситуацию недопустимой и вопиющей. Для ДК нужно отдельное здание, и для начала необходимо разработать проектно-сметную документацию. Будем отрабатывать этот вопрос также с коллегами-депутатами в Усть-Цилемском районе и в Госсовете РК.
Об обеспечении противопожарной безопасности территорий населённых пунктов (строительство пожводоёмов)
Снова вернулись к вопросу строительства пожарных водоёмов в поселениях. Их должно быть в общей сложности 66 штук. Эту тему в конце года мы с коллегами из Усть-Цилемского района также поднимали в прошлом декабре. О ней говорила глава сельского поселения «Хабариха» Татьяна Александровна Канева.
Суды больше на дают отсрочку по исполнению решения суда, что уже привело к наложению штрафов на глав поселений в размере 50 тыс. рублей. Стоимость одного водоёма порядка 2,4 млн руб. ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» оказало помощь в виде поставки 11 ёмкостей, которые будут использованы в качестве пожарных водоёмов в СП «Трусово», «Хабариха», «Коровий Ручей» Усть-Цилемского района. Однако проблему удалось снять лишь частично.
Муниципальные власти надеются на принятие региональной целевой программы. Я уже направила соответствующий запрос Бурцеву Александру Александровичу в Комитет по делам ГО и ЧС РК. Ответа пока не было. Нужно готовить варианты решения проблемы, с учётом того, что обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населённых пунктов сельских поселений относится к полномочиям органов местного самоуправления.