Ранее разработанная Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года утратит свою силу с 1 января 2021 года как не соответствующая актуальным запросам и вызовам.
Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики подготовило новую редакцию государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» 2021–2024 годы. Затраты на реализацию новой госпрограммы составят 22,673 миллиарда рублей.
Документ подготовлен в соответствии с поручением возглавляющего Госкомиссию по вопросам развития Арктики вице-премьера РФ Юрия Трутнева. Указом Президента РФ Владимира Путина 5 марта 2020 года утверждены Основы госполитики России в Арктике, где определены национальные интересы, основные вызовы и угрозы в сфере обеспечения национальной безопасности страны в Арктической зоне. Основным механизмом реализации государственной политики РФ в Арктике является Стратегия развития Арктической зоны России и обеспечения национальной безопасности до 2035 года, подготовку проекта которой завершило Минвостокразвития, представив её в Администрацию Президента РФ.
Согласно разработанной редакции госпрограммы предполагается, что действующий документ, утверждённый постановлением Правительства РФ в апреле 2014 года, завершает своё действие с 1 января 2021 года. Структура действующей госпрограммы не предусматривает реализацию инструментов социально-экономического развития территории, что не соответствует целям и задачам развития Арктической зоны России, определённых Основами госполитики РФ в Арктике и Стратегией развития арктических территорий до 2035 года.
В соответствии с основными положениями проекта новой редакции госпрограммы её ответственным исполнителем является Минвостокразвития России. Основными задачами документа являются:
- обеспечение конкурентоспособных условий для реализации инвестиционных проектов;
- создание новых рабочих мест и привлечение трудовых ресурсов на арктические территории;
- обеспечение нормативно-правового регулирования социально-экономического развития Арктической зоны РФ;
- создание условий для устойчивого социально-экономического развития коренных малочисленных народов, проживающих в российской Арктике.
Обновлённая госпрограмма включает в себя две подпрограммы. Первая направлена на стимулирование создания новых предприятий и рабочих мест в Арктической зоне, поскольку демографическая ситуация улучшается на тех территориях, где стабильная экономическая ситуация формируется за счёт новых рабочих мест. Подтверждением могут служить Норильск, Ямало-Ненецкий и Чукотский автономные округа. Чтобы аналогичные условия создать на всей территории Арктической зоны, уже приняты соответствующие законы. Механизмы, предусмотренные в рамках первой подпрограммы, направлены на реализацию этих законов. Речь о таких механизмах, как инфраструктурная поддержка, субсидирование процентных ставок и компенсация страховых взносов.
Механизм инфраструктурной поддержки предполагает выделение средств из федерального бюджета на создание необходимой для реализации инвестиционного проекта внешней транспортной, энергетической или иной инфраструктуры. Компенсация страховых взносов даст возможность предпринимателям за счёт государства снизить отчисления с 30 % от заработной платы сотрудника до 7,5 %, а для предприятий малого и среднего бизнеса – с 15 % до 3,75 %. Механизм субсидирования процентных ставок по кредитам, которые привлекаются для реализации проектов в Арктической зоне, позволит предпринимателям получать субсидию в размере 6,75 % годовых.
Вторая подпрограмма включает мероприятия по формированию условий для устойчивого социально-экономического развития Арктики, в том числе касающиеся и вопросов коренных малочисленных народов. В частности, Минвостокразвития совместно с Агентством по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке и в Арктике разрабатывают программу государственной поддержки традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов. Кроме того, предусмотрены мероприятия по сохранению языков КМНС.
Затраты на реализацию госпрограммы на 2021–2024 годы составят 22,673 миллиарда рублей. Проект бюджета на 2021 год и плановый период 2022–2023 гг. предусматривает необходимый объём финансирования госпрограммы.
В результате реализации госпрограммы объём внебюджетных инвестиций в экономику Арктики составит 490,0 млрд рублей, будет создано 28,5 тысячи рабочих мест. Соответственно, запуск создаваемых инвестпроектов даст стимул для социального развития территорий. Так, в проект Общенационального плана восстановления экономики включён механизм совершенствования социальной инфраструктуры «Фонд социального развития Арктики», который позволит возвращать в бюджеты арктических территорий до половины налоговых отчислений от реализации новых инвестпроектов и направлять их на строительство или ремонт школ, больниц, детских садов.
Госпрограмма не является единственным источником финансирования мероприятий по развитию Арктической зоны. В соответствии с постановлением Правительства РФ во всех ключевых государственных программах выделены разделы по опережающему развитию арктических территорий, которые включают специальные мероприятия финансирования, как, например, в госпрограммах «Развитие здравоохранения», «Развитие транспортной системы» и десятках других документов.